Принципы садово-паркового искусства Китая совсем неизвестны европейцам. Для китайцев ценнее всего естественная красота природы. В Китае садовое искусство развивается полностью в пейзажном стиле. Европейцы познакомились с китайским искусством лишь в XIII веке.
ВильямТемп пишет о существовании восточных садов пейзажного стиля, которые были красивее и изящнее регулярных садов Европы. В то время, как в Европе регулярные парки считались самыми лучшими, в Китае от них совсем отреклись. Впервые в истории здесь встречается новый, несравнимый ни с каким другим пейзажный стиль, противоположный архитектурно-геометрическому стилю, господствовавшему тогда в остальных странах.
В Европе первые сведения о Китае получили от венецианца Марко Поло, который был в э той стране с торговой миссией в 1272— 1293 гг. Позднее были получены кое-какие сведения о культуре Китая. Но всего этого было совершенно недостаточно, чтобы можно было составить себе какое-либо представление о садовом искусстве в этой отдаленной стране. Только в конце XVIII века уже имелись более точные данные о китайском садовом искусстве и могли быть исследованы его композиционные принципы с целью сравнения их с европейскими традициями.
Так как старые китайские сады не сохранились, то о существовании их можно судить только по описаниям. Так о китайских парках говорится в одном стихотворении, написанном в 1226 г. В центре сада был расположен главный павильон для отдыха и чтения, около которого находился большой водоем, созданный из ручьев, текущих с восточной стороны. Отсюда вода растекалась в пяти направлениях, подобно когтям леопарда. На водоемах плавало бесчисленное количество лебедей. Отдельные рукава ручьев образовывали острова и водные зеркала. Все ручьи стекались в лабиринт из скал и превращались в бурные каскады. Повсюду на территории парков было много искусственных холмов, соединявшихся мостами. На полянках росли душистые цветы, лекарственные травы и др. Вокруг амфитеатром были разбросаны скалы.
Из этого описания видно характерное для Китая преклонение перед горами, скалами и камнями во всех парковых композициях. Здесь использование камней в парко- строении имеет древнее происхождение и религиозное значение, подобное использованию священных деревьев в Европе и Западной Азии. Использованные камни символизировали самые известные горы. При небольших размерах садов они сохраняли пропорциональность, соответствующую их величине. Вода была обязательным элементом каждого сада. Там, где создавались искусственные холмы, возникали водоемы неправильной формы. Вода в виде потока или маленькой речки должна была течь с востока на запад. Это приносило счастье.
В основу садово-паркового искусства Китая был заложен глубокий символизм, отвечающий миропониманию и отношению китайцев к природе, что было плодом их воспитания в духе вековых традиций. В Европе того времени применение этого искусства часто вызывало удивление. Но несмотря на это, много ценных композиционных элементов китайского искусства оказали влияние на европейское паркостроение.
Китайцы различали три пейзажных типа: смеющийся, угрожающий и идиллический. Смеющийся тип должен был быть в полном контрасте с угрожающим, в котором главную роль играли нависшие скалы, изломанные и причудливые деревья, как бы сраженные бурей. Идиллический тип выражался устройством большого острова и рыбачьего домика на острове. Главная задача паркостроителя заключалась в создании исходного обзорного пункта, с которого лучше всего открывался бы самый красивый пейзаж. Менее значительные композиции группировались вокруг главной композиции и были ей подчинены.
В садовой композиции встречаются искусственные холмы, павильоны, зигзагообразные лестницы, речки с водопадами, мосты, деревья, камни, которые создают типичный характер китайского паркового искусства. Эти основные средства для строительства садов диктовались установившейся китайской традицией. Однако все эти элементы размещались по определенному плану. Китайские сады не создавались для прогулок. Они были очень маленькими, украшались большим количеством цветов, свободно растущих среди камней и кустарников. Геометрические цветники не были известны, а цветы размещались разбросанно и свободно. Часто использовались и цветущие деревья. В садах устраивались лабиринты, в которых, несмотря на небольшие размеры, человек мог бы бродить по 2—3 часа .
Небольшие размеры китайских садов заставляли делать все в уменьшенном виде. И это искусство, действительно, достигло совершенства. Китайцы научились выращивать низкие деревья для украшения этих миниатюрных садов так, что они, вопреки своим маленьким размерам, сохраняли все качества старых деревьев. Самой характерной формой дерева была искривленно-уро- дливая. Природа Китая была богата такими формами, которым и подражали в парко- строении.
Кроме частных, в Китае строились и общественные сады. Они имели увеселительный характер. В них находились чайные павильоны, а также и все элементы китайского сада — холмы, озера, камни, водоемы и др.
02.12.2023