Идея создать Японский сад в Москве возникла еще в начале 80-х годов XX века. Проект получил горячую поддержку посла Японии в Москве господина Акира Сигемииу. Господин Сигемицу стал инициатором приглашения для работы в Москве выдающегося мастера садов Кена Накадзиму, который известен во многих странах мира, где строил японские сады, — в Австралии и Америке, Франции и Канаде, Омане и Монголии и др. Место для будущего сада выбиралось трижды, было сделано два проекта. Первый предполагалось воплотить на "новой" территории, которая была передана Главному Ботаническому Саду РАН в 1980 году, — в поймах рек Каменки, Лихоборки и Яузы. Однако огромный объем земельных и гидротехнических работ на совершенно неосвоенной территории без каких-либо коммуникаций сделали этот проект невыполнимым. Второй проект, который и был впоследствии осуществлен, разработали в начале 1983 года. Окончательный выбор места под сад выпал на северную часть дендрария с прилегающими прудами и незанятыми экспозициями участками.<br><br>Чтобы освободить территорию, коллекцию рододендронов и ив перенесли на другие места. Первый этап земляных работ начался в октябре 1983 года, тогда же были сформированы основные контуры водоемов и водотоков, существующий пруд расширили, на нем появился остров. Весной 1984 года Кен Накадзима с тремя своими помощниками приехал в Москву для непосредственного участия в строительстве сада. Архитектором всех павильонов и мостов стал известный мастер Такео Адачи. Для формирования ландшафта нового сада в Москву из карьера в Западной Украине привезли 250 тонн камней различной величины, которые органической основой, связавшей все части сада. Подмосковные валуны не годились, так как круглые формы маренных гранитных глыб совершенно нехарактерны для ландшафтов Японии, куда ледник не добрался. "Сад начинается с подбора камней, сходных по характеру". И московский сад приобрел вид "японского" только тогда, когда на свое место были расставлены все камни.<br><br>Павильоны на подготовленных фундаментах возводились уже после того, как был сформирован рельеф и проложена дорожно-тропиночная сеть. Но самой первой архитектурной постройкой сада были сразу установленные бамбуковые ворота. Сначала они выглядели абсолютно инородным телом на стройке, среди снующих тракторов, машин с песком и развороченной земли. Но стройка шла по японским традициям, и нельзя было забывать, что японский сад — это модель буддийского рая и законы создания таких объектов имеют полуторатысячелетнюю историю. Основное правило гласит, что сначала выбирается священное место и на нем строится вход. Поэтому ворота и появились первыми. После формирования рельефа и строительства павильонов была установлена тринадцатиярусная каменная пагода, привезенная из Японии вместе с тремя каменными фонарями и чашей цукубай. Сейчас этой пагоде немногим менее 200 лет. Она является композиционным центром всего сада — это символ буддийского храма, вокруг которого впоследствии и разбивался собственно сад, с постройками и растениями.<br><br>Когда территория сада только готовилась для начала строительных работ, были удалены некоторые растения, но крупные здоровые дубы и березы остались. Посадка новых растений не была четко спланирована. Кен Накадзима считал, что начинать нужно с одного дерева. Его сажают, смотрят, как оно вписывается в ландшафт, и только затем приступают к следующему. Несмотря на огромную коллекцию Ботанического сада, некоторые растения были доставлены с острова Хоккайдо, почти все хвойные привезены из Минска, рододендроны — из Риги, часть многолетников предоставили ботанические сады Московского и Львовского университетов.<br><br>Японский сад в Главном Ботаническом Саду РАН был открыт для посетителей 14 июля 1987 года. В Японском Саду Главного Ботанического Сада на территории в 3 га произрастает более 100 видов растений, в том числе уроженцы японского острова Хоккайдо — знаменитая сакура, вяз Давида, рододендрон японский, клен моно и др.<br><br>Как и положено, сад имеет свое неповторимое очарование в каждый сезон года. Зимой он пустынен, выбелен, строг. Шапки снега лежат на крышах павильонов, пагоде и специально предназначенном для любования снегом фонаре Юкими-торо. Настоящая весна начинается с цветения ярко-желтой форзиции и голубой бруннеры. Любоваться цветущей сакурой — символом Японии — надо в конце апреля — начале мая. Цветет она, как и на родине, всего 3 - 4 дня. Вслед за сакурой цветут абрикосы и рододендроны. Ирисы знаменуют цветением начало лета, передавая сине-фиолетовую эстафету серебристой лаванде и розовым щиткам спиреи японской. Цветы курильского чая, похожие на золотые монеты, сияют на кустах до глубокой осени. Удивительно красивое время в японском саду — осень. Багряно-красные листья кленов, розовые коробочки бересклетов, темно-багровые листья рододендронов создают иллюзию повторного цветения.<br><br>Познакомиться с экспозицией Японского Сада в Главном Ботаническом Саду РАН могут все желающие. Вход платный, но билет стоит очень недорого.
Комментариев пока нет!
Все поля формы обязательны для заполнения.