Современный подход к классификации японских садов основан не только на поиске различий в структурной концепции сада, но и на философских учениях постижения мира разных буддийских школ.
Японские Сады Дзёдо.
К середине X века идеи буддизма стали играть доминирующую роль в японском садовом искусстве. Часто японский сад становился иллюстрацией к учению, основанному на возможности обретения спасения души после физической смерти в "чистой земле" Будды Амиды. "Чистая земля" (или "дзёдо" – рай) расположена в западной части буддийской Вселенной. Там множество прекрасных павильонов, просторных водоемов с обилием цветущих лотосов. Души тех, кто удостоился сострадания Будды Амиды, обитают среди ароматов цветов под звуки космической музыки. Под влиянием идей амидаизма сформировался один из первых садовых стилей с ярко выраженной индивидуальностью — стиль Дзёдо, или в современной интерпретации — стиль природного пейзажа. Храм, текущая вода и большие водоемы с островами — характерные признаки этих садов.
Ярким примером сада в стиле Дзёдо является сад, который построил для себя в конце жизни третий сёгун династии Асикага — Ёшимицу в окрестностях Киото, Китаяма. "Золотой павильон" отражается в водах озера Киоко (или Зеркального озера), острова и группы камней которого расположены так, чтобы создать представление о девяти горах и восьми морях, окружающих священную гору Сумеру.
Миниатюрный Японский Сад.
Появление миниатюрных садов охарактеризовало начало проявления символизма в произведениях садового искусства. В миниатюрных японских садах применяется прием искусственно создаваемой перспективы: на переднем плане высаживаются большие растения с крупными листьями, располагаются крупные камни, на втором и третьем плане элементы композиций становятся мельче. Это создает иллюзию, что они находятся дальше, чем в реальности. Миниатюрные сады — это попытка показать необъятность мира на весьма ограниченной территории.
Символический Японский Сад.
Символические сады в Японии появились в конце эпохи Хейан, как результат популяризации учения дзен-буддизма. Несмотря на то, что основной чертой культуры этого периода была попытка проникновения в суть вещей через чувство, через переживание красоты, символические сады предельно лаконичны. За ними часто стоит реальный природный пейзаж, и именно его красоту надо увидеть в процессе длительной медитации, подсознательно участвуя в его создании.
Несмотря на великую любовь японцев к растениям, именно в японском садоводстве произошло явление, не имеющее аналогов в садовом искусстве других стран. В Японии появились сады, где растений может не быть вовсе... Дело в том, что для японского сада не так важен вид используемого растения, сколько заключенная в нем символика, образ, рождаемый формой, запахом, цветом, историческими событиями, связанными с ним, традициями и обрядами. Поэтому растения наряду с камнем, гравием, архитектурными элементами (пагоды, фонари, изгороди) — это лишь материал, которым пользуется садовник, как художник красками, в зависимости от мастерства, заменяя одно на другое. Чем выше мастерство, тем меньше материалов требуется художнику для создания нужного образа, тем сильнее производимое впечатление от сада и тем большей духовной подготовки требуется от зрителя.
Наиболее ярким примером символических японских садов является один из трех садов храма Реан-дзи (храм "Успокоенного дракона"). Именно там, имея перед глазами лишь крупный песок с продольным рисунком в виде борозд, группы камней и незначительные островки растений, посетитель должен увидеть и текущую воду, и переправляющегося через поток тигра с тигрятами, и птицу, которая отдыхает, расправив крылья.
Абстрактный Японский Сад.
Благодаря теории о том, что высшим творением природы является камень, родился стиль символических, а впоследствии и абстрактных японских садов. Символические и абстрактные сады очень близки как по виду, так и по способам создания, но принято считать, что абстрактные сады не имеют аналога в природе. Поэтому, приходя в такой сад, посетитель волен увидеть его таким, каким захочется воображению, исходя из времени года, погоды, состояния души.
Чайный Японский Сад.
Стиль чайных японских садов сформировался лишь тогда, когда чайная церемония стала неотъемлемой частью японской буддийской культуры. Одним из первых поклонников и распространителей этого искусства был известный священник секты "Дзен" — Еисаи (1141 — 1215), который приложил немало сил для распространения культуры чая в Японии после своего возвращения из Китая в 1191 году, где он изучал это искусство. В то время чай использовали в основном в медицинских целях, и Еисаи впервые описал его целебные и энергетические свойства. В последующие годы употребление чая прочно вошло в ритуалы последователей "Дзен" как напитка, помогающего в укреплении духовной дисциплины в долгие часы медитации. Первые чайные японские сады, построенные в соответствии с идеалами "Садо" (ритуала "Путь чая"), появились в эпоху Момояма, то есть в тот период, когда Сен-но Рикю активно занимался установлением канонов и определением эстетических форм "Пути чая". Считается, что в тот же период в садах впервые появляются каменные фонари и каменные чаши цукубай.
В периоды правления сёгунатов Камакура и Асикага в Японию прибывало много монахов из китайских монастырей, чтобы распространять свои убеждения; вместе с ними широко распространилась и культура чая. Со временем формальная церемония приобрела форму духовного обучения.
Назначение чайных японских садов состояло в том, чтобы эмоционально подготовить гостя пройти "Путь чая", создать настроение, необходимое для полной оценки этой церемонии, отвлечь от окружающей действительности, показать путь постижения истины.
В декоративном отношении чайный японский сад, как правило, весьма отличен от садов других стилей. В нем гораздо больше цветочного декора, подбор растений осуществляется таким образом, чтобы сад имел четыре вида по четырем временам года: зимой снег падает на восковые цветы камелий, весной — нежные цветы сакуры и буйство цветущих азалий, летом — лиловый дождь свисающих цветов глицинии, осенью — багряные листья кленов и ягоды нандины. Главная цель художественного замысла этого сада — показать красоту изменяющейся природы.
Японский Сад Сухого Пейзажа.
С усилением дзенского влияния на садовую культуру многие структурные элементы японского сада окончательно приобрели черты символизма. Для символического изображения воды была разработана целая методика, широко известная сейчас под названием "Сухой пейзаж" — "Каресансуй". Сухой пейзаж — это всегда изображение воды. – Камень, брошенный в воду, оставляет на ее поверхности расходящиеся в бесконечность концентрические круги. Скала, омываемая морем, борется с натиском воды, отгоняя ее от себя тоже по кругу. Воды стремительной реки, сотканные из невидимых и бесконечно параллельных струй, несутся вниз по течению. Водопад, мощными потоками срывающийся с гор, наполняет пространство ревом и грохотом. Прозрачный горный ручей игриво вьется между камнями, отражая солнечные блики. Каждый из этих образов рождает в сознании совершенно определенные картины, вызывая разнообразие чувств — от страха до благоговения, от очарования до умиления. Сухой пейзаж это такой садовый прием, который заставляет человека активизировать сознание на создание определенно заданных образов.
Сухой пейзаж имеет два существенно различающихся типа. Один называется "с водой", другой можно перевести как "вода, которая была, но ушла". Первый вариант абсолютно символичен — вода изображается параллельными бороздами на мелком гравии или песке, концентрическими кругами вокруг камней. Второй вариант более изыскан и художественен. Это водопады, русла рек и ручьев, где человек подсознательно "завершает" эскиз, сделанный художником, создавая зрительные, осязательные и акустические образы в виде звона ручья, бликов солнца на воде, прохлады, веющей от водопада. Материалом для этих композиций являются не только камни, галька и гравий, но участвуют и растения.
Японский сад с сухим пейзажем — это наиболее яркий и наглядный пример влияния дзен-буддийской культуры на сады. Такие сады создавались для медитации, духовного совершенствования, окончательного просвещения и не предназначались для широкого показа посетителям, в отличие от садов Дзёдо, удовольствия и эстетического наслаждения. Сторонник дзен-буддизма находит в них мир Духа, современный человек, не инициированный в дзен, видит кристаллизацию духовной энергии, выраженную в художественной форме. Другими словами, если искусство можно определить как материальное выражение эмоциональной напряженности человека, то японский сад с сухим пейзажем представляет собой искусство высшего уровня.05.06.2023