Звоните!

8-903-227-88-24

Бытует мнение, что садовые дорожки сразу обустраивать не стоит. Сначала нужно протоптать маршрут, чтобы посмотреть, сколько и каких дорожек вам необходимо на участке, какими вы пользуетесь чаще. И только после этого приступать к мощению. Ведь это трудоемкий и дорогостоящий процесс, поэтому нужно быть абсолютно уверенным, что проложенные дорожки будут максимально функциональными и, конечно, красивыми. Размеры В зависимости от выполняемых функций, все дорожки можно разделить на основные и второстепенные. Прежде всего, они отличаются своими габаритами: минимальная ширина дорожки начинается с 50 см, а максимальная — чаще всего достигает 3 м. Нагрузка на дорожки тоже может быть разной, соответственно, это влияет на выбор материала. Основные дорожки покрывают тротуарной плиткой, плитняком или клинкерным кирпичом, мощение, как правило, сплошное. На второстепенных дорожках можно более свободно экспериментировать с дизайном, устраивая насыпные тропинки, дорожки из круглых спилов деревьев и т. д. Мощение может быть с промежутками, в которые засевают траву или насыпают каменную крошку. Монолитное бетонное покрытие Сплошным слоем бетона покрывают обычно въездную дорогу для автомобиля и площадку перед гаражом, а также для дорожки с интенсивным движением в «ключевых» зонах, например, от входных ворот к дому. Декоративные бетонные дорожки Серые бетонные дорожки можно оживить, создав на них рельефное покрытие или цветной рисунок. Для этого используют три технологии: штампование, трафарет и напыление. Трафаретный бетон. На свежеуложенный бетон накладывают бумажный трафарет. Затем наносят закрепитель цвета, с помощью «гладилок» втирают краситель в бетон и после этого разглаживают поверхность. Через определенное время (от 10 минут до нескольких часов, в зависимости от погодных условий) наносят релизер — материал, препятствующий прилипанию матрицы к бетону, затем укладывают штампы и делают оттиск рисунка на бетонной поверхности. На следующий день можно смывать остатки релизера (для этого используют аппарат высокого давления). После этого поверхности дают высохнуть и наносят защитно-декоративный состав наподобие лака. Опалубка для изготовления камней из бетона Напыляемый бетон. На подготовленную бетонную поверхность наносят базовый слой смеси, на которую (после полного высыхания) укладывают пластиковый трафарет. Затем распылением наносят верхний цветной слой (полимерцементный краситель). После высыхания красителя трафарет удаляют, поверхность очищают и наносят защитный состав. Данный метод позволяет работать не только со свежими, но и со старыми бетонными поверхностями. Химическая протравка. На бетонной поверхности процарапывают рисунок алмазным полотном пилы. Чаще всего это линии, имитирующие прожилки мрамора. Затем наносят кислоту для протравки. Красители в кислотном растворе на основе воды взаимодействуют с двуокисью кальция в затвердевшем бетоне и создают нерастворимые сложные цветные соединения. При таком методе кислота обнажает верхнюю поверхность бетона, что позволяет красителям достичь отложений свободной извести. Затем вода из раствора становится «топливом» для реакции, которая длится обычно в течение 6 часов после нанесения протравы. Наконец состав смывают, а декорированную поверхность бетона покрывают защитным лаком. Бетон, окрашенный травлением, может приобретать красный, черный, коричневый, синий, зеленый или желтый оттенки. Конечный результат зависит от состава бетонной смеси, пористости, возраста, текстуры и цвета бетона, а также от количества слоев протравки. Если Мощение камнями из бетона бетон слишком стар или изношен, химическая протравка может не подейстовать. Штампованный (печатный) бетон. На свежеуложенный монолитный бетон наносят особую смесь, в состав которой входят закрепитель цвета и упрочнитель бетона. Затем поверхность покрывают релизером. Далее бетон «опечатывают» при помощи гибких или жестких штампов. Через 12—15 часов, когда бетон достаточно окрепнет, с него удаляют остатки релизера, а декорированную поверхность покрывают защитным составом. К сожалению, данная технология у нас в стране практически не применяется. Преимущества декоративного бетона: высокая стойкость к нагрузкам, к агрессивным средам (нефтепродукты, масла); морозостойкость - 300 циклов замораживания-оттаивания, температурный диапазон: от —40 до +40 °С, стойкость к УФ-излучению. Бетонирование в опалубке Из бетона можно изготовить и отдельные камни для мощения, используя жестяную или пластиковую опалубку. Для этого изготавливают опалубку (желательно 3— 5 штук) из жестяной полоски шириной 15—20 см, скрепленной саморезами. Подготовка площадки. Если вы планируете плотное прилегание камней, то лучше очистить сразу всю площадку дорожки, снять дерн, засыпать песок слоем 5—10 см, установить опалубку в песчаную подушку, заглубив ее также на 5—10 см. Если дорожка будет пошаговая, достаточно вырезать дерн по форме будущего камня, вставить в отверстие опалубку и засыпать в нее песок. Далее при помощи уровня выровняйте края опалубки. Смочите песок водой и утрамбуйте его. Заливка раствора. Цементный раствор (цемент и песок в соотношении 1:3 или 1:5) заливают в опалубку слоем до 5 см. Сверху укладывают арматурную сетку. На нее опять заливают раствор до края, общая толщина бетона — до 10 см (если по дорожке планируется движение автомобиля) или 5—7 см (для пешеходной дорожки). Излишки бетона снимают с помощью доски, сырой бетон посыпают просеянным цементом. Снятие опалубки производят на следующий день. Кромку камня сглаживают и затем приступают к изготовлению следующего камня. При укладке рекомендуется оставлять между камнями зазоры 1-2 см. ФЭМы Фигурные элементы мощения — один из самых популярных видов покрытия для садовых дорожек. Это прочный, износоустойчивый и долговечный материал. Основные компоненты ФЭМов — бетон и краситель. Бетонные ФЭМы производятся двумя способами: вибропрессованием и вибролитьем. Фигурные элементы хороши тем, что дают богатый простор для фантазии и позволяют сделать мощение уникальным, не похожим на другие. Для этого используют такие приемы: • плитка различной формы: волна, клевер, брусчатка, шестигранник, соты, катушка, руно, чешуя, кленовый лист, сноп, уголок; • плитка различного цвета; • ФЭМы, создающие эффект «старинной мостовой»; Вибопрессованная плитка уступает вибролитой в прочности и морозоустойчивости. Основная ее функция — декоративная, поэтому используют ее на участках дорожек, которые испытывают незначительные нагрузки. Вибролитая плитка значительно прочнее вибропрессованной благодаря тому, что в ее производстве применяется более долгий и сложный процесс созревания бетона, а также за счет использования гранитной крошки и пластификаторов вместо традиционного песка или щебня. Вибролитая плитка гарантированно прослужит как минимум десять лет. Клинкерный кирпич Клинкерный кирпич отличается от обычного более высокой температурой обжига — 1100 °С (обычный кирпич обжигается при 950—1050 °С), благодаря чему создается однородная структура, практически без пустот. Эта особенность и определяет улучшенные эксплуатационные качества клинкера: повышенная морозостойкость, низкое водопоглощение — 3—6 % (в обычном керамическом кирпиче — 14 %), отличные звуко— и теплоизоляция. Это один из лучших материалов для дорожек. Если фасад дома обложен клинкером, то и на дорожках желательно использовать этот материал для создания стилистического единства. Укладку можно выполнить в виде ромбиков, квадратов и других геометрических фигур. Зазоры между ними заполняют влажным песком. Клинкерный кирпич следует укладывать на песчано-гравийную подушку: плотное песочное основание, морозозащитный слой, щебневый настил, выравнивающий слой • плитки различной фактуры: гладкой или рельефной (а также их сочетание на одной дорожке); • различные перевязки: елочка, плетенка и др.; • укладка «в разбежку» с промежутками между плитками в 3-5 см, куда затем засевают газонную траву; • укладка «в разбежку» с промежутками между плитками в 5-10 см, куда засыпают гравий. из песка (хотя на Западе эта практика не принята: там клинкер кладут прямо на песок). Как и любой качественный материал, клинкер достаточно недешев. Чтобы сократить расход материала, можно покрыть им только часть территории или комбинировать его с другими материалами. Натуральный камень Для мощения дорожек используют более десятка пород камня - как в обработанном виде (колотый, пиленый), так и в необработанном (плитняк). Из гранита, габбро, базальта обычно изготавливают брусчатку трех стандартных размеров, а также плиты для мощения. Вулканическое происхождение ставит покрытия из этих пород вне конкуренции по прочности и долговечности. Плитняк Плитняк — плиты из натурального камня произвольной формы, с двумя параллельными плоскостями. Самые популярные породы плитняка для создания дорожек — песчаник и сланец, реже — гранит. Оттенки камней могут варьироваться от розового и сиреневого до кремового, желтого или коричневого, некоторые имеют перламутровый блеск. Для мощения дорожек используют камни толщиной 3—6 см; более тонкий плитняк (1—3 см) может не выдержать нагрузки, поэтому подходит только для оформления цоколя дома. Рабочая поверхность плитняка имеет гладкую или слегка шероховатую фактуру. Для дорожек из гранита и мрамора рекомендуется устанавливать систему электропо- догрева, чтобы зимой по ним было не скользко ходить. Мощение может быть сплошным либо «через шаг», когда плитки кладутся на небольшом расстоянии шага, а между ними высевают газонные травы. Плитняк из натурального камня используется в ландшафтном дизайне также для устройства бордюров, оформления водоемов и ручьев (камнем крепятся края бутиловой пленки), при создании водопадов и каскадов, для украшения клумб. Брусчатка Брусчатка - толстая плитка небольших размеров (100—200 мм). Изготовляется колкой на камнекольных машинах с последующей притеской лицевой грани и краев. Брусчатка способна выдержать самые большие нагрузки на дорогу, поэтому она часто применяется на наиболее «ответственных» зонах участка. Каменная крошка Тропинки из каменной крошки особенно хороши на участках в «деревенском» стиле. Чаще всего для их обустройства используют гравий, морскую гальку, щебень или крупный песок. Также применяют мраморный или гранитный отсев, при этом камешками фракцией 5—10 мм можно не только устилать дорожку, но и использовать для заделки швов между бетонными плитками или кирпичами. Возможно использование и других сыпучих материалов: измельченной древесной коры, крупных опилок. Дорожки из сыпучих материалов желательно огородить бордюром, потому что древесная кора, опилки и песок раздуваются ветром, а щебень или гравий могут расползаться. Кроме того, надо помнить, что такие дорожки вряд ли удастся подмести или очистить от снега. С другой стороны, насыпные дорожки прекрасно впитывают воду после дождя, так что луж на них никогда не остается. Покрытие кладется на подготовленное основание тонкими слоями, каждый из которых трамбуется катком или виброплитой. Недостаток мягкого мощения — недолговечность и подверженность деформациям. Впрочем, это легко компенсировать, время от времени просто досыпая наполнитель. Деревянные тропинки Дерево применяется в виде поперечных спилов кругляка, углубленных в землю, либо сплошных настилов. Оно должно быть оструганным и обработанным составами, предотвращающими плесневение и гниение. В низинах и сильно затененных местах деревянный настил укладывать не рекомендуется, потому что он быстро раскисает от дождей. Из поперечных срезов выкорчеванных деревьев можно сформировать тропинку типа «с пенька на пенек» или полноправную садовую дорожку. Она особенно красива, когда рядом уложены чурбаки, диаметр которых отличается в несколько раз от пеньков тропинки. Газонное мощение Оригинальное оформление площадки для автомобиля — решетка из бетона, керамики или пластика, отверстия которой заполняют землей и засевают газонной травой. Подготовка основания. Поверхность площадки расчищают и засыпают несущий материал, например, известняковый щебень 2/45, слоем в 20—50 см (в зависимости от нагрузки). Далее следует подстилающий слой — материал, накапливающий воду и питательные вещества, например, зернистая основа (керамзит 0/4, щебень 2/5), песчаные органические удобрения. Толщина слоя — 3—5 см. Земельный слой следует ровно снять и обкатать. Заполнение ячеек решетки. В ячейки засыпают субстрат, например, 40 % керамзита 0/4 и 60 % песчаного грунта и органических удобрений, оставляя примерно 0,5 см от верхнего края. Затем высевают газон. Бордюры и желоба Бордюр выполняет не только декоративную функцию, но и помогает сохранить покрытие дорожки, выдержать ее контуры, преграждает путь стекающей воде. Бордюр может быть выполнен из дерева, кирпича или камня, пластмассовой или гибкой виниловой отбортовки, чуть выше или на одном уровне с плоскостью поверхности. Бордюр из кирпича будет особенно красив, если кирпичи уложить в наклон, чтобы на поверхности они выступали зубцами. Чтобы организовать отвод с участка дождевой воды, лучше всего проложить вдоль дорожек специальные открытые желоба — бетонные и керамические. Подготовка основания Мощение жестких садовых дорожек проходит по единой схеме: разметка линии дорожек, снятие грунта, заложение многослойного «фундамента», укладка материала поверхности. Границы прямых дорог намечают нитками и колышками, сложных волнистых — любым светлым порошком (алебастром, песком). Выемка грунта. Толщина снимаемого слоя почвы зависит от типа грунта, вида и толщины фундамента и покрытия, функционального назначения дорожки. Так, для автомобильной дороги необходима глубина не менее 50 см, а для пешеходной достаточно и 15—20 см. Определитесь, будет ли покрытие дорожки выше или ниже уровня поверхности земли. Низкие дорожки смотрятся более аккуратно и позволяют стричь газонную траву около бордюра, но, с другой стороны, на них больше скапли- вается дождевая вода. Фундамент. Нижний слой может быть выполнен из бетона или щебня. Жесткая цементная основа рассчитана на века, однако она дороже щебеночной и с большим трудом поддается изменению. Дышащая мягкая основа из щебня заменяется без труда, но срок службы покрытия не превышает 15 лет, по истечении которых возможны смещения и трещины. Затем укладывают слой песчано-цементной смеси. Иногда под нее укладывают слой геотекстиля — специального материала для дорожного строительства, который препятствует вымыванию песка и обеспечивает дренаж. Специалисты рекомендуют застилать им так- же и дно траншеи, что позволяет предотвратить проседание щебня или гравия в грунт. Лицевое покрытие. На последнем этапе укладывается собственно покрытие садовых дорожек, начинается «игра» с материалом. Чтобы увеличить срок служб дорожного покрытия, его можно покрыть водоотталкивающими составами: матовым, полуматовым либо блестящим. Обновлять его необходимо каждый год.02.12.2023