Звоните!

8-903-227-88-24

садовая дорожкаЗначительную часть участка занимают дорожки и площадки. В зависимости от назначения они бывают грунтовые, щебеночные, гаревые, асфальто-бетонные и сборные.
Все типы садовых дорожек должны отвечать определенным требованиям: иметь продольный и поперечный уклоны, не пылить и не быть грязными после дождя, быть достаточно эластичными и упругими и не перегреваться в летнее время.
Грунтовые дорожки упруги и эластичны, но в сухое время пылят, а после дождя размокают. Щебеночные и гаревые дорожки в наибольшей степени отвечают перечисленным требованиям, но осенью и весной сильно размокают. Асфальто-бетонные дорожки пригодны для эксплуатации в течение всего года, хотя летом сильно перегреваются. Сборные дорожки, состоящие из бетонных и керамических плит, в достаточной степени удовлетворяют предъявляемым требованиям. Для таких дорог часто используют отходы промышленности строительных материалов, что затрудняет их устройство.
Тип покрытия отдельных дорожек и площадок выбирается в зависимости от их местоположения и интенсивности использования.
Наиболее распространенными являются грунтовые, щебеночные дорожки и дорожки и площадки из сборных элементов.
Качество грунтовых дорожек определяется прежде всего качеством грунта. При их устройстве обычно снимают верхний слой почвы вместе с дерниной на глубину 5—7 см. Полотну дорожки или площадки придают небольшие продольный и поперечный уклоны (продольный уклон 0,002°, а поперечный 0,005—0,007°).
На территориях с песчаным грунтом верхний покровный слой рыхлят на глубину 10 см и добавляют глину слоем 3 см. На глинистых почвах добавляют песок с таким расчетом, чтобы в покровном слое соотношение между песком и глиной было 1 : 3. После этого, перемешав глину с песком, основание дорожек укатывают катком массой до 1,5 т не менее трех раз. На подготовленное основание накладывают верхний слой грунта такого же состава и еще раз укатывают, сначала с краев, а потом середину дорожки или площадки.
При устройстве щебеночных и гаревых дорожек и площадок, так же как и при устройстве грунтовых, сначала делают углубление — корыто, соответствующее их ширине. Глубина его зависит от толщины слоев составляющих элементов. Дну корыта придают продольный и поперечный уклоны. Более узкие дорожки имеют больший поперечный уклон. Дно корыта перед укладкой основания должно быть тщательно уплотнено катком. При устройстве песчаного основания песок распределяют ровным слоем по поверхности корыта и уплотняют катком, причем уплотнять его нужно только во влажном состоянии. На подготовленное основание насыпают слой щебня или гари (в среднем около 15 см) и укатывают катком. Оптимальный размер частиц щебня 30—35 мм. Щебень перед укатыванием поливают водой (до 12 л на 1 м2).
Вместо песчаного основания можно использовать основание из известняка или гравия. Оно устраивается так же, как и песчаное, а слой гравия или известняка должен иметь толщину 10—15 см. Укатывание щебеночных дорожек и площадок должно проводиться катком массой 1,5—2,5 т. Укатывать следует от края к центру с перекрытием каждой новой полосы на 0,2—0,3 ширины барабана катка. При первом проходе катка по краю дорожки прикатывается и край бровки на 10—15 см, чтобы полотно по краям имело более устойчивую опору. Для нормальной укатки каток должен пройти по одному месту 7—10 раз.
Верхний слой дорожек или площадок создается из кирпичной крошки, смеси глины с песком, известняка, высевок (строительных отходов); этот слой смачивается и также укатывается катком.
Хорошие дорожки получаются из местного грунта, закрепленного цементом. Для этого размельчают и разрыхляют грунт лопатами, разравнивают граблями, распределяют цемент при помощи грохота или ручных сеялок и перемешивают грунт с цементом. Затем поливают смесь водой, дополнительно перемешивают лопатами и разравнивают граблями, уплотняют смесь катками и сверху насыпают защитный песчаный слой.
Сравнительно новым, но уже достаточно распространенным является покрытие из сборных элементов — бетонных и керамических плит.
Такие элементы укладывают на основание из щебня или гравия на расстоянии 1—3 см друг от друга. Основания готовят так же, как и для щебеночных дорог и площадок. На таких дорогах сохраняется тот же продольный уклон, а поперечный уклон делается односторонним. В щели между плитами или камнями насыпают песок или растительную землю. В этих щелях можно высевать семена газонных трав или низких почвопокровных растений, которые создают дополнительный декоративный эффект и снижают нагрев плит в жаркие летние дни.
В конструкции садовых дорожек и площадок часто входит и бортовой камень, который отделяет их от газона и защищает бровки от вытаптывания.
В практике обычно используют бетонные или керамические бортовые камни. На грунтовых дорожках часто в качестве бортов вого камня используют кирпич. Бортовой камень укладывают на слой полусухого бетона толщиной 12—20 см или на основание из щебня. Швы между бортовыми камнями скрепляют цементным раствором.
Уход за садовыми дорожками и площадками включает следующие виды работ: подметание, полив, подсыпку песка на щебеночных и грунтовых дорожках, обрезку бровок, борьбу с сорной растительностью, капитальный и текущий ремонт.
Подметать садовые дорожки следует от края к центру, так как сметаемый вместе с мусором песок будет сохранять их поперечный профиль. В сухую погоду в местах отдыха следует поливать дорожки по мере их высыхания, расходуя для этого 3—5 л воды на 1 м2.
Весной и осенью необходимо проводить подсыпку песка на грунтовых и щебеночных дорожках; для этого следует использовать только крупнозернистый песок с диаметром песчинок 3 мм.
Подрезку бровок дорожек нужно проводить 2—3 раза за сезон специальной машиной или лопатой по шнуру. Вытоптанные бровки следует одерновывать. Для этого уплотненную почву на бровках взрыхляют и на нее плотно укладывают слой дерна, который закрепляют специальными спицами.
Малоиспользуемые или неправильно устроенные грунтовые дорожки часто зарастают сорняками. Пропалывать сорняки на дорожках вручную нецелесообразно, так как удаление сорняков вместе с корневой системой разрушает их полотно. Для этого удобно использовать гербициды симазин или атразин (0,5—0,6 г на 1 м2), которые полностью уничтожат сорную растительность, сохраняя неповрежденным верхний слой дорожного покрытия.
Указанные препараты наносят в виде водной суспензии на поверхность грунтовых дорог при норме расхода 1 л суспензии, в котором растворено 0,5 г препарата, на 1 м2 дорожек или площадок. 02.12.2023