
Все каменные фонари Японского сада, хотя и различны по виду, имеют общую конструкцию, состоящую из шести деталей. На рисунке показан абстрактный фонарь, который состоит из следующих элементов: 1 – подставка или опорный камень; 2 – опора; 3 – подставка камеры светильника; 4 – камера; 5 – крыша; 6 - навершие. Все перечисленные элементы в зависимости от типа каменного фонаря внешне могут отличаться от нарисованных на рисунке.
Каменный фонарь по-японски называется торо. Это название прибавляется к собственному имени фонаря и пишется через дефис: например, Юкими-торо, Орибе-торо.
Юкими-торо.
Юкими-торо – "фонарь любования снегом". От всех других каменных фонарей, встречающихся в Японских Садах, он отличается большой плоской крышей. Большая плоская крыша Юкими-торо сделана с таким расчетом, чтобы выпавший снег не таял бы мгновенно, давая возможность полюбоваться редкому для многих районов Японии проявлению зимы. Каменные фонари данного типа имеют, как правило, три или четыре опоры, которые заглубляются в землю или опираются на большой береговой камень. В Японском Саду фонарь Юкими чаще всего ставят на островах, где растут сосны или можжевельники, на камнях, нависающих над водоемом, на крутых мысах, но всегда возле воды, чтобы он имел еще и возможность отражаться.
Орибе-торо.
Орибе-торо – фонарь мастера Орибе. Легенда о происхождении Орибе-торо гласит, что мастер чая Орибе жил в одном из буддийских храмов в начале XVI века. Этот период для Японии ознаменован началом правления Токугавского сёгуната. В соответствии с политикой сегуна Иёасу Токугава началась изоляция Японии от внешнего мира, появились запреты на почти все религии, кроме буддизма и синтоизма. Исповедовать же христианство в период правления Токугавского сёгуната было опасно для жизни. Но мастер Орибе был христианином. В тайне от всех Орибе на нижней части ножки каменного фонаря вырезал распятие. Эта часть фонаря всегда была закрыта листьями растений. Поскольку Орибе был мастером чая, то фонарь располагался рядом с каменной чашей – цукубаем, из которой брали воду для чайной церемонии. По традиции, мастер чая подходил к цукубаю и опускался на колени на камень перед ним, становясь лицом к фонарю, стоящему за чашей. Никто не мог заподозрить мастера Орибе, что в момент буддийского ритуала он обращался к своему богу... Правда это или нет, сейчас сказать трудно, но фонарь мастера Орибе с барельефом в виде очень условной человеческой фигуры в нижней части всегда ставится в Японских Садах рядом с цукубаем, недалеко от чайного домика. Нижняя часть опоры фонаря, утопая в зелени, скрывает от глаз то, что на ней изображено.
Касуга-торо.
Касуга-торо – фонарь на круглой в сечении опоре с резным орнаментом на подставке светильника, а также в верхней и нижней частях самой опоры. Сильно загнутые вверх углы шестигранной крыши говорят о его связи с южной японской или даже китайской культурой. Такой нарядный фонарь должно быть хорошо видно в саду. Часто он ставится напротив или рядом с входом, а также на открытых местах как центр всей композиции сада. Перед входом в беседку или дом такие фонари могут представлять собой симметричную пару.
Ямадоро-торо.
Ямадоро-торо — фонарь, состоящий из грубо обработанных камней. Ямадоро-торо откровенно асимметричен и представляется древним, вросшим в землю и покрытым мхом. Его высота не превышает 1 м. Четырехгранная камера светильника имеет одно сквозное круглое отверстие. Такой фонарь ставится в сырых и темных уголках сада, идеально, если он со временем действительно покроется мхом и лишайниками. Ямадоро-торо очень хорош в композициях с таким же грубо обработанным каменным изогнутым мостом через ручей, в месте, где ветки деревьев и высокий кустарник образуют полумрак даже в солнечные дни.
Оки-торо.
Оки-торо – самый маленький из всех типов каменных фонарей. Оки-торо имеет, как и все прочие каменные фонари, четко определенное место в Японском Саду. Фонарь Оки устанавливают на галечных отмелях в водоемах или на краю совсем маленьких прудов. В дзенских садах он иногда ставится около сухого водоема. У этого типа фонаря вовсе отсутствует опора, иногда даже подставка камеры светильника или опорный камень. Его общая высота не превышает 40 см, но может быть еще меньше, в зависимости от размера водоема и отмели.
Если позволяет площадь сада, в нем можно установить несколько каменных фонарей. Для небольшого Японского Сада вполне достаточно одного фонаря. Строгих правил, определяющих количество фонарей в Японском Саду, нет.
В древности каменные фонари выполняли функцию, соответствующую их названию, – освещали наиболее значимые и важные участки сада, хотя свет от них был всегда неярок и охватывал совсем небольшую площадь. В вечернее время фонари с исходящим от них мягким светом выглядят очень красиво и необычно. Необязательно подводить к каменному фонарю электричество – вполне возможно обходиться обыкновенной свечой.02.12.2023