Звоните!

8-903-227-88-24

История японского садового искусства

Самая ранняя историческая информация о появлении в Японии необычных садов обнаружена в древних японских летописях, относящихся к VIII веку нашей эры. Первые сады в Японии появились при дворцах и виллах знати.

Императорские, сёгунские сады и сады крупных феодалов в большинстве создавались для удовольствия и приятного времяпрепровождения, и лишь некоторые из них несли в себе дополнительную философскую нагрузку. Почти все сады предназначались для прогулок, имели дороги, тропы, павильоны для отдыха. Самурайские сады, близкие по духу к садам дзен-буддийских монастырей, были более сдержанны в плане декора и материалов, они обладали меньшей художественной выразительностью, но большим философским смыслом. Это были сады для совершенствования, тренировки воли, поиска истины. Самурайские сады представляли собой синтез дзенских эстетических принципов и реального обращения к другим проявлениям и достижениям культуры — поэзии, живописи, каллиграфии. Прекрасным примером такого сада является сад храма Сисендо в Киото, созданный самураем Джосаном Исикавой.

В XIX столетии часть древних садов подверглась перепланировке в связи с превращением их в общественные парки. Однако замысел творцов, а также художественная и историческая ценность остались неизменными. Теперь все желающие могут насладиться прекрасными видами многих японских садов. Это относится и к парку Каракуэн в Окаяма, принадлежащему ранее семейству Икеда, и к паркам Койсикава-Каракуэн и Рикугиэн в Токио, Ракусюэн и Юсентей в Фукуоке и многим другим.

Растения, которые можно сейчас встретить в японских садах в Японии, самые различные. Конечно, большинство из них — это местные виды или виды, занесенные много веков назад из Китая и Кореи. Однако в современных садах и американские и европейские виды уже не являются редкостью.

Каждая эпоха в искусство "Японского сада" привнесла что-то свое...


Историко-культурные периоды Японии:

Период
Начало
Окончание

Дзёмон
10 000 г. до н.э.
300 г. до н.э.

Яёй
300 г. до н.э.
300 г. н.э.

Кофун
300 г. н.э.
Сер. VI в.

Асука
Сер. VI в.
710 г.

Нара
710 г.
794 г.

Хейан
794 г.
1185 г.

Камакура
1185 г.
1333 г.

Намбокусё
1333 г.
1392 г.

Муромати
1392 г.
1568 г.

Момояма
1568 г.
1600 г.

Эдо
1600 г.
1868 г.

Новый
1868 г.


Японский Сад периода Кофун.
Уже с III века в Японии сады строились по некоторой определенной схеме. Многие исторические источники указывают на то, что сады периода Кофун представляли собой пространство с прямоугольными границами впереди и полукруглыми с тыльной стороны, в центре которого имелся большой искусственный насыпной холм, со специально устроенными подходами к его основанию.

Существуют данные, что приблизительно в 606 году, во времена правления императрицы Суико, человек по имени Роджино Такуми прибыл с группой эмигрантов из корейского королевства Пакте. Он был известен как специалист по установке миниатюрных копий священной горы Сумеру (по буддийской легенде, центра Вселенной). В южной части императорской резиденции был насыпан большой холм, символизирующий священную гору, к которому вел мост из южного корпуса, позволяющий приблизиться и любоваться достаточно необычным видом.

В 620 году был создан сад во внутреннем дворе замка важного государственного сановника и одного из первых официальных покровителей буддизма в Японии Сого-Но Умано. В этом саду описывается наличие искусственного водоема с островом посередине. Эта необычайная особенность пейзажа нового типа произвела такое сильное впечатление на современников сановника, что он даже получил прозвище "Большой министр острова". Конечно, в саду была и искусственная гора, причем очень большая, с каменной основой. Сам сад был тоже огромен и роскошен. Внук Умано не сумел сохранить ни могущества рода, ни его политического влияния. В середине VII века дворец перешел во владение императорского семейства, известный впоследствии как "Дворец островов". Он был излюбленной резиденцией двух известных наследных принцев, Оама и Кусакабэ, о нем упоминается в народном эпосе "Манъёсю", особенно в поэмах Какиномото Хитомаро и Тонери, где описывается сад и обращается особое внимание на водоем с грубо изломанной береговой линией и остров с перекинутым к нему мостом. Многие элементы того сада сохранились до настоящего времени. Сад расположен в районе Асука префектуры Нара.

Японский Сад периода Нара.
В эпоху Нара усилились культурные связи Японии с китайской династией Тан, и японские архитекторы начали усиленно копировать архитектуру китайских дворцов. Эти подражательские тенденции отразились и на Японских Садах. Однако японцы быстро адаптировали заимственные традиции китайского садового искусства к собственной культуре. По всей вероятности, сады были "китайскими" очень непродолжительное время, затем их преобразовали в более компактные и лаконичные. Древних садов в китайском стиле не сохранилось, но как указание на то, что они, вероятно, существовали какое-то время, может служить сад перед главным холлом императорского дворца в Киото: с огромным открытым пространством перед зданием и двумя симметричными группами растений перед входом. Эпос VIII века "Кайфусо" содержит поэмы, которые указывают на определенное влияние китайских культурных традиций на сады, создаваемые в период Нара, но одновременно в них упоминается о таких всегда любимых и всегда используемых самими японцами растениях, как вишня и сосна.

Японский Сад периода Хейан.
К началу строительства новой столицы Японии г. Хейан (Киото) прогресс в садовом искусстве достиг значительных успехов. Доказательством этому служат необыкновенные и многочисленные сады храмов, замков и вилл Киото, сохранившиеся до нашего времени. В период Хейан аристократы, которые могли позволить себе устройство и содержание сада, проектировали и строили их в соответствии с собственными представлениями о красоте и гармонии того времени. Среди них было немало покровителей новой буддийской религии, способствовавших развитию буддизма и финансировавших строительство храмов. Тем самым японские аристократы содействовали и развитию садового искусства. Постепенно сады, созданные при храмах секты "Дзёдо" ("Учение о рае"), увеличивались в размерах. Священники буддийских храмов приобретали все больший авторитет благодаря бурной популяризации философских идей буддизма и завоевывали ведущую роль в плане проектирования садов.

Японский Сад периода Камакура.
Большинство водоемов и каменных композиций, созданных в садах при храмах всего периода Камакура, были плодами умения монахов представить красоту природы, используя камни и воду. Большинство типов каменных композиций, разработанных в то время, принадлежало буддийской секте "Сингон". Особенно были известны и отличались в садовом искусстве священники из храма Ниннадзи в Киото.

Японский Сад периода Муромати.
В течение периода Муромати дзен-буддизм стал главной религиозной силой. А с появлением известного священника Муссо Сосеки произошла настоящая революция в стилях и методах создания садов. Именно в этот период Японский Сад, как явление японской культуры, превратился в подлинное искусство, связанное, прежде всего, с эстетической оценкой формы. Планирование садов превратилось в престижную специальность, которая стала передаваться по наследству. Как правило, проектировщики садов находились под патронажем сегунов.

Японский Сад периода Момояма.
После почти столетней гражданской войны, начавшейся в период Муромати и закончившейся образованием Тоётомского сёгуната к началу XVI века, принесшего Японии объединение и сильную централизованную власть, науки и искусства вновь получили толчок к развитию. Япония, оказавшаяся в разрухе из-за долгой междоусобной войны, начала вновь отстраиваться: возводятся и восстанавливаются пышные дворцы и великолепные храмы. Вкус и возможности сегуна Тоётоми Хидэёси позволили ему построить ряд роскошных резиденций и замков. Кроме истинной страсти к архитектуре, он был глубоко увлечен садами, в проекте которых часто участвовал лично. К сожалению, ни один из грандиозных садов, созданных им или при его участии, не сохранился, но в саду храма Сампо-ин храмового комплекса Дайгодзи около Киото еще можно увидеть пример его эстетического вкуса и богатства. Считается, что Хидэёси разработал план и конструкцию сада, а перед смертью в 1598 году направил свое описание в храм.

Несмотря на приверженность сегуна Тоётоми Хидэёси к богатству и роскоши, породившую целую культуру периода Момояма, визуальное проявление его эстетических вкусов имело прямо противоположную направленность. Все совершенное представлялось ограничением и изящной простотой, которая особенно проявилась в культуре чая и символических садах Дзен. Одним из активных распространителей культа чая был мастер чая Ceн-но Рикю (1520— 1591), который разработал основные принципы проведения ритуала "Путь чая", или "Садо". Этими принципами японцы руководствуются и по сей день. Великий мастер чая оказал огромное влияние на культуру целой эпохи, которая отмечена японской хронологией как новая эпоха архитектуры и садоводства. Эстетическая сила Сен-но Рикю простиралась далеко за пределы его учения о пути чая и оказала формирующее влияние и на жилой дом, и на устройство садов, и даже на философское и эстетическое мышление современных японцев.

Японский Сад периода Эдо.
Иёасу Токугава, первый сёгун правительства эпохи Эдо, был известен как большой любитель цветов. Его потомки продолжили собирать растения в своих садах. В то время в большой моде была цубаки (камелия), поэтому множество храмов и синтоистских святилищ эпохи Эдо выращивают на своих территориях огромные коллекции камелий. При значительной поддержке правительства садоводство развивалось очень интенсивно. Разведение растений стало одним из выражений культуры этого периода и широко распространилось среди различных классов. Большой популярностью стало пользоваться разведение растений в закрытых помещениях и садах. Это побудило к бурному росту производства сопутствующих предметов — керамических контейнеров под бонсай, цветочных горшков, специальных полок и подставок под них, которые в свою очередь тоже рассматривались как произведения искусства.

Именно в этот период в истории японского садоводства появился новый человек, с именем которого связано появление прекраснейших садов в разных городах Японии. Его полное имя было Энсю Кобори Масоичи, он родился в 1579 году в префектуре Оми. Его отец был главным камергером Тоётоми Хидетада, младшего брата Хидэёси. Основам дзенской философии Кобори Энсю обучали священники из Дайтокудзи, где он впоследствии создал свой поминальный храм Кохо-ан. Его глубокие познания в дзен и традициях чайной культуры дали ему возможность контролировать почти все крупные работы в дзенских монастырях, включая работы по созданию садов. Этот удивительный человек еще при жизни стал мастером-легендой.

В 1606 году Кобори Энсю получил свое первое назначение как руководитель работ по восстановлению дворца для императора Гёйдзи. В последующие годы Кобори Энсю стал столь популярен, что ни один значимый проект не обходился без его участия. Естественно, Кобори Энсю работал не один и имел много учеников; вместе с ним работали его младший брат Масахари и его племянник Куробеи, а также главный камердинер Кобори Гензамои и слуга Муроге Сасуке. Сады Кобори Энсю значительно отличались от других своей энергией, силой воздействия и глубоким философским смыслом, заключенным в символике сада.

Японский Сад западного стиля.
К концу периода Эдо, в XIX столетии, японский сад, подобно всем другим видам искусства, стал создаваться по определенному стереотипу и как следствие этого вырождаться. Начало новой эпохи ознаменовалось установлением новой формы правления: Токугавский сёгунат пал, государство возглавил император. Япония стала, как никогда, активно контактировать с внешним миром. Новое время привело к изменению и в социальной структуре общества, породив новые классы. Эти изменения отразились на всей японской культуре и на садовом искусстве, в частности. Прежде всего, стали появляться сады западного стиля вместе с неизбежным внедрением западной архитектуры.

Новая аристократия и представители деловых кругов начали крупномасштабное перераспределение земель, которые в первую очередь затронуло сады. Ландшафты традиционного японского сада не содержали в себе широкой гаммы цветов, более характерной для садов Запада. В отличие от европейских садов, где цветочное оформление часто является самостоятельным композиционным элементом, в традиционных японских садах цветы — это всегда лишь дополнение к чему-то, штрих, усиливающий впечатление, и не более. В основе этого лежат философские принципы, призывающие "не улучшать" и "не украшать" природу, а лишь более контрастно выявить ту красоту и гармонию, которая уже заложена в ней. Изменились и система планирования, и подход к использованию земель в соответствии с западным влиянием, что привело к появлению эклектических садов. Благодаря этим новым тенденциям появился прекрасный сад ирисов в синтоистском святилище Мейдзи в Токио. Он стал первым Японским садом, где главный эстетический эффект зависел от красоты одного вида цветов в один короткий период года. Главным композиционным элементом сада является узкая речка, текущая через весь сад, берега которой окаймляет "ирисовый пояс".

В XIX веке в японских садах появляются газоны — сначала только в частных садах, как Мурин-ан в Киото, а затем они проникают повсеместно — даже в старые сады императорского дворца в Киото и виллу Кацура.03.12.2023