Звоните!

8-903-227-88-24

Ландшафтный дизайнер

Японские сады отличаются от всех других, в том числе и китайских, тем, что в них несоизмеримо большее внимание уделяется символическим элементам. Привнесенные в природную композицию рукотворные символы превращают обычный пейзаж в величественное святилище. Японский сад не терпит ни суеты, ни праздности. Научитесь читать символы Японского Сада, и вы станете соучастником Великого Преображения…

Пагоды.
Композиционным центром Японского Сада или отдельных его участков часто является каменная пагода с тремя, пятью или тринадцатью ярусами. Каменная пагода символизирует здание буддийского храма, одухотворяя окружающее пространство присутствием Будды.

Числа.
Числа заключают в себе определенные понятия, связанные с мифологией и космологией, а также с толкованиями, пришедшими в буддизм из других религий или принесенными в Японию из Китая вместе с буддизмом, но напрямую к нему не относящимися. Например, число "три" может означать в зависимости от ситуации, "три сокровища буддизма", или буддийскую триаду — Будду Настоящего, Прошлого и Будущего.

Число "пять" символизирует:

- пять первых учеников Будды;

- пять главных буддийских заповедей;

- пять путей достижения состояния Будды (путь стяжания добродетелей, путь соединения с истиной и борьбы со злом, путь истинной мудрости, путь прозрения, путь достижения цели);

- это также может быть число даров "пяти проникновений", присущих Будде (все видеть, все слышать, знать прошлые перерождения — свои и чужие, знать мысли других и беспрепятственно проникать повсюду, то есть летать).

- пять элементарных процессов — "Вода", "Огонь", "Дерево", "Металл", "Земля".

Число "восемь" связано с восьмиступенчатым путем постижения истины. Лучше всего этот сложный путь иллюстрирует мост яцухаси (дословно переводится как "восемь мостов"), имеющий ломаную конфигурацию. В некоторых случаях доски могут быть не закреплены, напоминая о непростом пути постижения истины и о бренности физического существования идущего. Число "восемь" может быть – и в каменных дорожках, а так же в прочих садовых элементах, подразумевающих некий путь. Одна из главных буддийских реликвий (а их также восемь) — "колесо перерождений", или колесо сансары, имеет восемь спиц. На восемь частей был разделен и прах Будды Шакъямуни после его смерти. Восемь может получиться и из простого арифметического сложения трех и пяти. Этот прием используется довольно редко, как правило, при укладке камней в дорожку, где можно видеть разрыв в равномерности расстояний между каменными группами, в этом случае "три" и "пять" выступают просто как священные буддистские цифры, нe символизируя конкретную комбинацию.

Число "тринадцать" — имеет в буддизме очень важное значение: это число областей обитания Будды, пришедшее в японский буддизм из китайского ламаизма (тибетский буддизм).

Очень редко в некоторых формах (как правило, в архитектурных) присутствуют числа "десять" и "два". "Десять" — это десять буддийских добродетелей, изображаемых чаще всего как 5+5 - "Два" берет свое начало в древнекитайской письменности — в старом, не используемом ныне иероглифе "ворота". Каждая из четырех частей ворот имеет свое значение. Горизонтальные элементы — это небо и земля, вертикальные — мужчина и женщина как олицетворение символов гармонии и равновесия ян и инь.

Один из ранних буддийских храмов Тодайдзи в Наре имеет двухъярусную крышу, демонстрируя очередной раз смешение многих религиозных символов и форм. Это находит доказательство и в форме синтоистских ворот Тории, которые вобрали в себя японскую легенду о затворничестве богини Аматерасу, и древнейшее китайское поклонение небу как высшему божеству, и даосскую символику ян и инь.

Каменные фонари.
Каменные фонари японских садов берут свое начало от ритуальных курительниц благовоний, помещаемых перед залом Будды. В современных японских садах каменные фонари играют, в основном, декоративную роль, освещая наиболее значимые участки. В чайных садах они часто используются, чтобы осветить путь к чайному павильону, если чайная церемония проводится в темное время суток. В процессе развития садового искусства мастерами японских садов придумывались разнообразные формы садовых фонарей. Форма каменного фонаря напрямую зависит от идеи композиции и места его установки. Основных типов фонарей несколько, но каждый тип имеет в свою очередь множество разновидностей.

Цукубай.
В соответствии с китайской символикой, нашедшей отражение в японских садах, круг олицетворяет небо, а квадрат — землю. В Японии использование круглых и квадратных форм получило дальнейшее развитие. Прежде всего, это относится к формам ритуальных каменных чаш для омовения рук — цукубаям. Изначально цукубай изготавливали из цельного камня, уже имевшего углубление. Но так как природные камни с естественным углублением посередине встречаются в природе довольно редко, то с ростом популярности японских садов появилась потребность изготавливать цукубай вручную. Традиционная к X — XI веку кругло-квадратная форма цукубая начала изменяться с популяризацией дзенского учения о постижении гармонии природы и умении увидеть совершенство в несовершенных формах. Со временем их значение стало в основном символическим, но они вошли в традиционный набор архитектурных элементов японского сада.

Архитектурные формы японского сада.
Весьма широко в японской садовой архитектуре используются круглые формы. Круглая форма окон символизирует луну, а круглая форма входа или полукруг арки моста — солнце. Вряд ли кто-нибуДЬ станет оспаривать захватывающую красоту восходящего из моря или заходящего солнца. Японские мастера садов, безусловно, не могли оставить незамеченным это природное явление и широко использовали его в своих работах.

Часто и другие, функционально необходимые элементы несут в себе дополнительную, скрытую от непосвященных информацию. Легкие полукруглые ограждения в саду из резанного вдоль бамбука играют роль лишь визуальной границы и не могут, естественно, быть физическим препятствием. Но эта и так облегченная до предела конструкция имеет еще одну степень, теперь уже символической "воздушности", поскольку изображает она не что иное, как облака. Такие же ассоциации должна вызывать и тяжелая керамическая черепица, видимая с торца на крышах зданий или покрывающая стены. Поверхность стены тоже может быть волнистой и в зависимости от типа "волны" может символизировать как облака, так и хвост дракона. В любом случае покрытие стены по своему функциональному назначению предназначалось для контакта с водой, поэтому форма облаков как источника дождя и дракона как повелителя водной стихии абсолютно обоснованна и демонстрирует двойную символику в использовании этих форм.

Камень.
Камень в Японии всегда считался высшим творением природы. В японском саду камню отводятся разнообразнейшие роли: камень может символизировать Будду и других участников буддистских преданий, горы, животных и целые природные пейзажи. Но одна из наиболее важных и распространенных символических функций камня — изображение воды.

Вода.
Подобно тому как дети рисуют реки и моря в своих первых в жизни рисунках, изображая параллельные волнистые линии на бумаге, так и буддийские монахи в японском саду символически изображали воду, используя специальное приспособление из бамбука, похожее на большие крестьянские грабли для ворошения сена. Этими граблями монахи проводили параллельные борозды на покрытом мелкой каменной крошкой пространстве сада.

Животные.
Традиционно японцы обожествляли и почитали животных. Изображения животных украшали многие храмы. Они играли огромную роль в создании образов как положительных, так и отрицательных: мудрость, хитрость, доброта, злоба. Такой подход характерен для фольклора многих пародов, разница состоит лишь в природно-географическом положении страны. Очень популярны в Японии образы журавля и черепахи. Журавль и черепаха — древние символы долголетия на Востоке. Черепахи живут долго, и как любых долгоживущих существ их одновременно наделяли и мудростью. Журавль же, взмывающий в небо и "растворяющийся" там, улетает в другой мир — к богам, а там, как известно, живут вечно. Если внимательно присмотреться к этой паре животных, то очевидно классическое единство противоположностей — инь — ян: плоская медлительная черепаха и высокий энергичный журавль. Их союз — залог равновесия в природе.

Чрезвычайно распространено в Японии изображение льва. Обычно пара львов охраняет вход в присутственные места, в том числе храмы. По древним легендам, льву приписывают чрезмерное любопытство и любовь к зрелищам. В буддийской традиции лев символизирует Будду.

Присутствие священных карпов-кои в водоемах практически любого японского сада тоже имеет свое объяснение. Как бы это ни казалось парадоксальным западному читателю, по восточным представлениям рыбы (в основном пресноводные) — это земные дети мифологического дракона, из которых впоследствии вырастают настоящие драконы, покровители водной и воздушной стихий. Дракон считается хранителем водоемов и скрытых в них сокровищ, ему приписывается свойство неожиданно появляться и исчезать. Образ дракона всегда был особо почитаем на Востоке. Через свою связь с водой дракон олицетворял собой хранителя жизни, а позднее его стали почитать как защитника, поэтому на коньке многих построек, в том числе на зданиях буддийских храмов, можно встретить фигуру дракона. Иногда дракона изображают пригвожденным стрелой или жезлом к крыше, дабы он не исчез, по своему обыкновению, и не оставил дом без защиты. Образ дракона в Японию также пришел из Китая, но получил значительно большее распространение, чем мифическая птица феникс — символ вечного возрождения. Изображения дракона и феникса чаще можно встретить в произведениях живописи или резьбы по дереву, в интерьерах замков. Эти образы изредка переносились и на элементы сада и архитектуру — например, холл Феникса в храме Бёдо-ин, мост Хоо (китайского феникса) и пруд купающегося дракона в саду императорской виллы "Сюгакуин".

Растения.
Наряду с почитанием животных в Японии распространилось поклонение растениям и деревьям. Одним из наиболее известных растений Японии является сакура. Это не конкретный вид, а художественный образ, основанный на историческом значении этого растения. Мало кто помнит сейчас даже в самой Японии, почему сакура стала символом чистоты и благополучия для японцев и символом этой страны для всего мира. Начало цветения сакуры для японского крестьянина являлось сигналом к посадке риса. Поэтому если не каждая семья, то каждая деревня имела одно или несколько таких деревьев. Цветение сакуры сигнализировало о том, что вода и почва достаточно нагрелись и своевременная посадка риса обеспечит народ основным продуктом питания, а это и есть путь к благополучию. Также сакура была очень популярна у самураев, и до сих пор она считается еще символом стойкости и чистоты — цветки сакуры опадают абсолютно свежими и живыми, они никогда не вянут на дереве и, опадая розовым "снегом", еще несколько дней лежат на дорожках и влажной траве садов и парков. Сакурой в Японии называют 11 видов эндемичных (произрастающих только на территории Японии) растений подсемейства косточковых только в период их цветения.

Бамбук олицетворял в себе такие качества, как стойкость, благородство и мужество.

Сосна — символ долголетия, в отдельных случаях трактуется как символ вечности. Наиболее старые японские сады, особенно сохранившиеся на территории буддийских храмов и посвященных Будде Амиде, покровителю Западного рая, имеют много хвойных и других вечнозеленых растений. Ведь в раю ничего не может меняться, сады рая, как и сам рай, вечны. Амидаистская идея вечности рая и соответственно неизменности сада перешла потом в дзенские сады, где образ растений был и вовсе заменен вечным и неизменным камнем.

Еще одним растением, к которому японцы относятся с особым вниманием, является лотос. Прежде всего, лотос символизирует высшую чистоту, не подверженную окружающей грязи. В буддийском учении лотос тесно связан с телесными знаками Будды Шакъямуни, которого часто изображают сидящим в цветке лотоса. Это растение входит в число восьми священных буддийских драгоценностей. В Западном рае Будды Амиды из "невечных" цветов присутствует только лотос. В более северных садах Японии вместо лотоса используют нимфею.22.08.2017