Звоните!

8-903-227-88-24

Ландшафтный дизайнер

Главный элемент Японского Сада – камни. Японцы, в отличие от европейцев, считают, что высшим творением природы является не человек, а камень, и, следовательно, через камень можно передать всю информацию о мире. Поэтому строительство любого Японского Сада начинается с поиска соответствующих камней. Основными факторами, которые необходимо учесть при планировке сада, являются следующие:

- размещение камней;

- размер и форма камней;

- функция, которую будут выполнять камни;

- стиль композиции;

- характер использования конкретного места;

- материал (камни бывают разными по фактуре, структуре, происхождению).

Каждый из этих факторов – часть языка сада, поэтому они должны рассматриваться в комплексе.

Камни могут быть самого разного происхождения – крупные, образовавшиеся в результате выветривания горных пород, обломки скал, отшлифованные водой речные камни и речной гравий, морская галька. Однако, проектируя Японский Сад, помните, что придать японский колорит саду, используя камни местного происхождения практически невозможно. Ледник, так тщательно обработавший камни на плоскогорьях Европы и Америки, до Японских островов не добрался, поэтому увидеть гладко окатанные разноцветные валуны ни в природе, ни в садах Японии невозможно.

Камни используются в садах для создания композиций в водоемах и для обрамления берегов, для оформления дорожек и как пешеходная тропа через водный поток. В древности мелким светлым гравием покрывались большие открытые пространства, создавая фон всему, что на них посажено или построено. В современных садах, тем более в условиях средней полосы России, уместны лишь фрагменты такой засыпки. Галькой заполняются лотки, собирающие падающую с крыш воду, она же идет на устройство отмелей водоемов.

Основной принцип сбалансированных каменных композиций основывается на выборе центрального (главного) камня – сюсеки, первого подчиненного камня – фукусеки и второго подчиненного камня – киакусеки. Эти три камня должны представлять в итоге некий соразмерный треугольник. Идея треугольника свойственна не только каменным группам. Эта идея управляет балансом каждой из композиций сада. Тот же принцип применяется и в цветочной аранжировке икебана, где есть три элемента: небо – человек – земля, располагаемые на разных уровнях. Однако истина не имеет национальной принадлежности и в каждом правиле есть исключения. Как в цветочной аранжировке не всегда требуется физическое присутствие одного из элементов (он только подразумевается), так и в садах необходимость пространственного равновесия допускает отклонение от канона. Иногда в каменной группе Японского Сада может быть два фукусеки и несколько киакусеки. В этих случаях два или три камня вместе образуют одну из вершин треугольника. Бывает так, что один из трех элементов опущен вовсе. Но это пустое на вид пространство всегда необходимо для сохранения равновесия.

В более поздних садах Японии встречаются обработанные камни. В отличие от природных камней, они представляют определенную симметрию, рожденную их собственной формой. Одним из новаторов этого модернистского направления считается известный мастер Кобори Энсю. В Японии обработанные камни называют "одетыми", но эту рукотворную "одетость" почти всегда стараются смягчить естественными элементами – водой или мхом. Использование обработанных камней предопределило введение прямых геометрических линий и правильных кривых соединений, что явилось своеобразной революцией в садовом искусстве Японии, которое раньше опиралось на свободные, естественные формы этих природных материалов.

В Японии всегда ценились длинные и плоские камни, способные играть роль моста без опоры посередине, а также природные, необработанные камни в виде чаши, с естественным углублением посередине (цукубай), из которых можно брать воду для омовения рук и для приготовления чая.

Камни всегда играли очень важную роль в создании облика Японского Сада, а с развитием и распространением учения дзен их роль усилилась еще больше. В сложных социальных условиях Средневековья многие японцы обратились к дзен-буддизму, ища в нем надежду на спасение и силу. Призывая познать истину через созерцание, медитацию, заставляя работать мысль и воображение, дзенские сады приобретали все более упрощенный вид, доведенный до абсолютного символизма, где камень мог оставаться единственным средством передачи красоты и величия природы.

Установка камней в саду – очень трудоемкий процесс. Совсем небольшой с виду камень, к примеру 30х40 см, весит десяток килограммов, а крупный камень в метр высотой может весить целую тонну. Поэтому установка камней на участке будущего сада должна производиться в первую очередь. До расстановки камней имеет смысл только выкопать углубление для водоема. Крупные камни надо раскладывать с помощью подъемного крана. Затем, если есть необходимость, используя лом как рычаг можно передвинуть их на несколько десятков сантиметров. Средние камни, весом от 50 до 200 кг можно передвигать по участку волоком, с помощью лебедки, тележки или треноги.

Ни один камень не должен просто лежать на земле. Камень, как и все, что растет в саду, должен иметь подземную и надземную часть. Это касается и ровной поверхности, и склонов. Чем круче склон, тем меньшая часть камня должна быть на его поверхности. Если камень располагается вертикально, центр его тяжести должен быть распределенным вдоль центральной оси.

Камни, декорирующие борта водоемов, должны составлять между собой и бортом устойчивую конструкцию. Они устанавливаются таким образом, чтобы скрыть бетонное ложе или пленочное покрытие. Использовать тяжелые и острые камни для водоема, имеющего пленочное покрытие, опасно, можно повредить пленку. При этом используют более мелкие камни, предварительно установив подпорки на дне из гранитной брусчатки или подобных ей мелких камней. Тот же принцип применяется при устройстве каменной композиции в водоеме.

Важно учитывать положение камней относительно точки или линии обзора. Если в композиции участвует один камень, нужно точно определить его "главную" сторону. Именно главной своей частью он и должен быть повернут в сторону обзора. Если в композиции участвуют два камня, то прежде всего они должны быть разными по величине и по отношению к линии обзора (дорожке, террасе дома). Камни не должны располагаться параллельно. В композиции из трех камней самый большой камень (сюсеки) должен с любой точки обзора занимать центральное место по отношению к двум другим. Не имеет значения, справа или слева от него будет расположен второй по значимости камень (фукусеки), главное – элементы, находящиеся на заднем плане композиции, не должны нарушать ее баланс.23.10.2017